Бразильская литература

Раздел: Путеводитель по Бразилии

Два самых популярных литературных гения в Бразилии

Наиболее яркими представителями литературы Бразилии являются известные писатели Жоржи Амаду и Паоло Коэльо.

Жоржи Амаду родился в городе Баия, что находится на северо-востоке Бразилии, 10 августа 1912 года. Вот как характеризовал родной город писатель: «Это бедный город в слаборазвитом, почти нищем штате, хотя и обладающем огромными природными богатствами. Для народа здесь гораздо меньше возможностей, чем, например, в Рио-де-Жанейро или Сан-Пауло. Различие состоит в народной цивилизации, народной культуре, которая делает жизнь менее жестокой и суровой, более гуманной...» . И еще одна цитата: «Годы отрочества, проведенные на улицах Баия, в порту, на рынках и ярмарках, на народном празднике или на состязании в капоэйре, на магическом кандомбле или на паперти столетних церквей, — вот мой лучший университет. Здесь мне был дарован хлеб поэзии, здесь я узнал боль и радости моего народа. По улицам Баия бродил Амаду, прогуливая уроки в годы учения в иезуитском коллеже. А в 14 лет он бежал от наставников и скитался по степям штата Баия, пока отец не разыскал его.

Жоржи Амаду

Первые произведения Амаду — романы «Страна карнавала» (1931), «Какао» (1933) и «Пот» (1934) — написаны под влиянием мировой революционной литературы 20-х годов. Они описывают быт и труд батраков и пролетариев окраин Баия. Несмотря на то, что романы имели успех, сам Амаду не был доволен своими первыми произведениями. Вслед за этими романами он пишет первый цикл романов о Баия: «Жубиаба» (1935), «Мертвое море» (1936), «Капитаны песка» (1937). В них автор смело использует фольклорные мифы, предания, легенды для создания национального колорита, для раскрытия духовного облика современного бразильца. Амаду соединяет в своих романах быт и фольклор.

В 1937 году Амаду вынужден эмигрировать за активное участие в революционном движении. В 1942 году он возвращается на родину, но в 1947 году снова уезжает и живет во Франции, в Чехословакии до 1952 года. Но и в эмиграции Амаду не забывал любимый город — он написал книгу «Баия всех святых. Путеводитель по улицам и тайнам города Сан-Салвадора». Эта книга — ностальгия автора по родине, по прошлому. В эти годы Амаду работает над эпическими полотнами, в которых прослеживается судьба целого края ( дилогия «Бескрайние земли», 1942; «Город Ильеус», 1944), судьба крестьянства («Красные всходы», 1946) и, наконец, судьбы всей нации («Подполье свободы», 1952). В основу книг легли воспоминания автора о своем детстве, прошедшем на плантации какао вблизи городка Ильеус. Ребенком он видел картины мести, насилия, разбоя, наблюдал сложные отношения между плантаторами, рабами. Все это вошло в дилогию о земле какао. В «Красных всходах» писатель использует фольклорную символику: в книге повествуется о судьбах трех братьев (традиционный мотив сказки), воплощающих три варианта крестьянского бунта.

В произведениях эмиграционного периода Амаду заметно влияние европейской литературы, в частности такого жанра, как роман-эпопея. Написанный в эти годы роман «Подполье свободы» уже свободен от фольклорных мотивов. В этом романе писатель пытался охватить всю Бразилию в один из самых острых моментов ее новейшей истории. Произведение пронизано коммунистическими идеями.

1955-1956 годы — переломные в творчестве Амаду. Он испытывает глубокий творческий кризис, прекращает работу над трилогией, первой частью которой должно было стать «Подполье свободы». Прошло несколько лет творческого молчания — и писатель вернулся в Баия. С 1963 года он живет в Баия постоянно, здесь его дом, его друзья. В творчестве Амаду начался новый баиянский цикл: в 1958 году вышел роман «Габриэла, корица и гвоздика», в 1961 — новелла «Необыкновенная кончина Кинкаса Сгинь Вода» и роман «Старые моряки, или Чистая правда о сомнительных приключениях капитана дальнего плавания Васко Москозо де Араган». Затем последовали сборник повестей и новелл «Пастыри ночи» (1964), романы «Дона Флор и два ее мужа» (1966), «Лавка чудес» (1969), «Тереза Батиста, уставшая воевать» (1972), «Тиета из Агресте, или Возвращение блудной дочери» (1976).

Новые книги Амаду реалистичны. Амаду внимателен к материальным подробностям, к деталям. Но читатель все же ощущает особый мир рассказов Амаду. Вроде идет обычная жизнь мещан, но вдруг что-то взрывает эту обыденность: то бог Огун является на крестины сына бедного негра, то мертвец воскресает, чтобы повидаться с друзьями. А иногда налаженный быт нарушает неожиданные события: кухарка Габриэла, на которой женился ее хозяин, сделав ее тем самым богатой и уважаемой в городе дамой, изменяет ему и охотно возвращается к своему прежней нищете; жители трущоб Мата-Гато вступают в бой с полицией и городскими властями; над гаванью Белен-до-Гран-Пара проносится стихийное бедствие, разрушившее практически все суда. Происходит схватка между добром и злом, лицемерием и искренностью, дружбой и эгоизмом, между реальной жизнью и народными представлениями о жизни, между духовными идеалами и современными капиталистическими принципами. И только юмор сглаживает остроту столкновения быта и фантастики, поэзии и прозы.

Важную роль в произведениях Амаду занимает кулинарная тема. Блюда, которые умеют готовить только в Баия, фигурируют во всех решающих событиях жизни героев Амаду. Жоржи Амаду обращает внимание на духовный аспект — на отношение народного сознания к наслаждению от еды. Еда священна, она входит в праздник вместе с музыкой, песней, танцем.

Значительное внимание Амаду также уделяет и теме чувственного наслаждения. Писатель внимателен к деталям женского портрета, откровенен в любовных сценах. Сексуальное наслаждение для героев Амаду так же естественно и необходимо, как удовольствие от еды.

В романе «Лавка чудес» народная стихия сталкивается с буржуазной средой и буржуазным миропониманием.

Между героями Амаду и читателем всегда стоит автор — рассказчик, добродушный, ироничный, с чувством юмора. У Амаду особая, сказовая манера повествования. Сказовый способ повествования связан с устной литературой, с фольклором. Витиеватость заглавий последних произведений Амаду тоже говорит о родстве с фольклорным рассказом. Однако Амаду вовсе не подражает фольклорному сказу. В игривости Амаду есть своя большая художественная цель. В книгах Амаду игровое начало очень сильно: играют герои, играет рассказчик с теми, о ком он рассказывает, и с нами, читателями, поддразнивая нас деланной серьезностью. Но смысл, духовная цель игры — это и есть сердцевина зрелого творчества Амаду.

Романы Жоржи Амаду переведены почти на 50 языков мира, неоднократно экранизировались, легли в основу театральных и радиоспектаклей.

В 1951 Амаду был удостоен Ленинской премии, в 1984 награжден орденом Почетного легиона.

Умер Амаду в Салвадоре 6 августа 2001.

Пауло Коэльо

Знаменитый бразильский писатель и поэт Пауло Коэльо родился 24 августа 1947 в Рио-де-Жанейро, в семье инженера Педро и Лижии Коэльо. В семь лет он был отправлен в иезуитскую школу Святого Игнатия Лойолы, где впервые почувствовал желание стать писателем. Однако под давлением семьи, не одобрявшей его увлечения, поступает на юридический факультет университета Рио-де-Жанейро, но вскоре бросает учёбу и больше занимается журналистикой. Однако в 60-е годы в Бразилии господствовала военная диктатура, и искусство было под запретом. Поэтому писатели, художники становились изгоями. Родители Пауло пытались оградить сына от преследования властей. Они вынуждены были поместить его Семнадцатилетний Пауло Коэльо был принудительно помещён родными в частную психиатрическую клинику для курса лечения. Только ни лечение электрошоком, ни второй курс лечения не изменили его стремления к литературной деятельность— он сбежал из клиники, скитался некоторое время, но в конце концов вернулся домой. Через год он примкнул к движению любительского театра, который в Бразилии 60-х годов стал массовым явлением. Театральная активность для Пауло Коэльо опять закончилась в лечебнице, откуда он снова сбежал, но был вынужден вновь вернуться домой. После третьего курса лечения его семья смирилась с его пристрастием к театру и писательству.

Пауло Коэльо

С 1970 начал Коэльо путешествует по Мексике, Перу, Боливии, Чили, Европе и Северной Африке. Через два года возвращается в Бразилию и сочиняет стихи для песен, ставших потом весьма популярными, работает с известными бразильскими исполнителями. В это же время он знакомится с работами английского мистика Алистера Кроули. Эти работы повлияли на планы создания «Альтернативного общества», которое должно было стать общиной анархистов в штате Минас-Жерайс, основанной на идее Кроули: «Делай что хочешь — таков весь закон». Бразильские военные, пришедшие к власти в результате переворота 1964 года, посчитав этот проект подрывной деятельностью, заключили всех предполагаемых членов группы, в том числе и Коэльо, под стражу. Выйти из тюрьмы Пауло Коэльо неожиданно помогло прошлое: его признали невменяемым и отпустили.

В 1982 году во время поездки в Европу, в Дахау и позже в Амстердаме, у Пауло состоялась мистическая встреча с «J», его новым наставником, который убедил его пройти путём Сантьяго-де-Компостела, дорогой средневекового паломника между Францией и Испанией.

Он совершил это паломничество в 1986 году. Именно там он повторно обратился к христианству и снова обрёл веру, в которой его воспитывали отцы-иезуиты в школьные годы. Позже он описал этот опыт в своей первой книге «Дневник Мага», изданной в 1987 году. В следующем году вышла его самая популярная книга «Алхимик». Этот роман-притча не только принёс Коэльо мировую известность, но и стал современной классикой.

Романы Коэльо («Алхимик», «Заир», «Одиннадцать минут», «Победитель остается один», «Пятая гора» и другие) — о человеке, о его поиске себя, о его духовном пути, внутренней свободе, о Боге, о Любви, о Жизни и Смерти, о Женщине и Мужчине. Они учат нас верить Мечте, не сдаваться, быть всегда верным себе. Бразильский писатель умеет затронуть самые тонкие и самые сокровенные струны души, поэтому каждый читатель находит в его книгах что-то свое, отзвуки собственных сомнений и переживаний.

Коэльо опубликовал в общей сложности 15 книг — романы, антологии, сборники коротких рассказов-притч. Общий тираж романов на всех языках превышает 60 миллионов.

В 150 странах мира было продано более 86 миллионов книг Пауло Коэльо, переведённых на 67 языков. Коэльо получил множество литературных премий в разных странах. В 2002 году он стал членом престижной бразильской Академии Словесности.

Его произведения входят в список самых продаваемых книг во всем мире.

Политика

Читать все
В Бразилии перед чемпионатом мира… Федеральная полиция Бразилии объявила о двухдневной стачке. Забастовке предшествовал…

Экономика

Читать все
Бразилии, вероятно, потребуется… При подготовке бюджета на будущий год, в течение которого планируется проведения мирового…

Криминал

Читать все
В Бразилии задержали 120 протестующих… В бразильском Сан-Паулу в ходе протестов против проведения мирового первенства по футболу…

Спорт

Читать все
Надаль без труда вышел в полуфинал… Первая ракетка мира испанец Рафаэль Надаль вышел в полуфинал турнира в бразильском…

Культура

Читать все
В Конгрессе находится на рассмотрении… В Конгресс поступают предложения от общественных организаций, студенческих союзов и…

Разное

Читать все
ООН очень обеспокоена нарушение прав… Сегодня была публично представлена официальная позиция и реакция на происходящее в…

Наши партнеры

Президент

Дилма Руссефф

36-й Президент Бразилии

Луис Инасиу Лула да Силва (35-й Президент Бразилии) о Дилме Руссефф: «Ей не за что просить прощения у народа — она, как и многие другие молодые люди, вела борьбу с военной диктатурой, преступно захватившей власть в стране» 

Подробнее

Интересные факты

Читать все

Сборная Бразилии – единственная в мире команда по футболу, которая выигрывала целых 5 раз самую престижную футбольную награду «Кубок мира». Бразилия также является родиной одного из лучших футболистов XX-ого столетия, его зовут Пеле.

Почитать еще

Музей современного искусства в Бразилии

Строение, которое нужно увидеть своими глазами

Национальный исторический музей Бразилии

Более 20 тыс.кв.м., до 287 тыс. предметов, 57 тысяч книг.

Бразильские художники и скульпторы

Бразильские художники и скульпторы занимают в мире достойную нишу

Бразильский кинематограф. Сериалы

С 1897 года бразильский кинематограф удивляет и занимает свободное время зрителей…

Архитектура Бразилии

Бразильские архитекторы творят чудеса, создавая неповторимые строения

Бразильский композитор Эйтор Вилла-Лобос

Самый известный из бразильских композиторов. Создатель более 1000 произведений

Обычаи и традиции Бразилии

На бразильский праздник попасть - значит запомнить событие на всю жизнь

О португальском языке

Официальный язык Португалии, Бразилии, Анголы, Мозамбика, Кабо-Верде, Гвинеи-Бисау,…